Коллинз Энтони

Коллинз Энтони
\
    Энтони Коллинз (1676-1729), выходец из знатной семьи, был учеником Локка. В 1713 г. он опубликовал очерк, который вызвал бурную полемику, - "Рассуждение о свободомыслии". "Под свободомыслием, - пишет Коллинз, - я понимаю применение ума, состоящее в стремлении узнать значение какого бы то ни было положения, в рассмотрении характера доказательств "за" или "против" него и в суждении о нем в соответствии с кажущейся силой или слабостью этих доказательств". Относительно причин, лежащих в основе свободомыслия, Коллинз рассуждает следующим образом: "1) если знание некоторых истин заповедано Богом, если знание других истин полезно для общества, если незнание опасно для нас, тогда мы имеем право знать любую истину, мыслить свободно /.../ ; 2) как в ручных ремеслах только путем проб, сравнений и опыта мы постигаем, что является лучшим и совершенным, так в науках совершенства можно достичь только через свободомыслие; 3) если люди или пренебрегают мышлением, или позволяют убедить себя, что они не имеют права свободно мыслить, они не только не смогут достичь совершенства в науках, они дойдут до самого большого абсурда, какой только можно себе представить, как в принципе, так и на практике. Сколько их, абсурдных представлений о божестве не только у язычников, но и у христиан!"
\
    Следовательно, свободомыслие состоит в непредубежденном анализе значения причин, доказательств, которые поддерживают или опровергают какую-либо теорию. Вот некоторые, по мнению Коллинза, абсурдные, необоснованные идеи: "Непогрешимость человека или собрания людей, данная священникам власть осуждать или спасать, поклонение образам, святым и реликвиям и тысяча других глупостей, каких никогда не было даже у язычников". Все это могло произойти именно из-за отсутствия свободомыслия. А "сколько глупостей преобладало в этике, в астрономии, в натурфилософии и во всякой иной науке? Самозащита во всех случаях оценивалась отцами Церкви как незаконная; второй брак считался ими чем-то вроде адюльтера; ростовщичество - запрещенным по закону Бога. Сопротивляться этому означало быть еретиком; и Галилей еще в прошлом веке был брошен в тюрьму за идею, что Земля вертится". По мнению Коллинза, католические священники и лютеранские пасторы стократ виновнее в том, что запретили свободомыслие: они отказались от собственного разума и требуют от верующих того же. Нахальством они напоминают "жену, застигнутую своим мужем в постели со священником. "Это дьявол захотел обесчестить Божьего человека, - не растерялась обманщица, - и уж лучше поверить дорогой жене, нежели своим глазам"". Противники свободомыслия непрерывно трудятся над тем, чтобы наложить оковы на человека, помешать ему использовать свои возможности. "Но что может быть более абсурдного? - вопрошает Коллинз. - Я не вижу иного способа отличить истину от лжи или узнать, нахожусь я в безопасности или подвергаюсь риску, кроме как используя разум, которым наградил меня Бог". Упражнение мысли богоугодно, и "свободомыслие, судя по опыту, - единственно пригодное средство против господства дьявола над людьми, чья власть и сила распространяются обратно пропорционально разуму; в то время как любое другое средство, например умножение числа священников, часто наращивало, но никогда не уничтожало силы дьявола".
\
    Критикуя пророчества в работе "Рассуждение об основах и причинах христианской религии" (1724), Коллинз в "Философском исследовании человеческой свободы" (1717) пришел к ограничению свободы воли. "Прежде всего, - пишет он, - хотя я отрицаю свободу воли в определенном смысле этого слова, однако я борюсь за свободу, поскольку она означает возможность делать то, что нравится. [...] Во-вторых, когда я утверждаю необходимость, я имею в виду только то, что называется "моральной необходимостью", понимая под этим, что мыслящее и чувствующее существо руководствуется разумом и своими чувствами; но я отрицаю, что человек детерминирован подобно часам или другим предметам того же рода, которые, из-за отсутствия чувств и мыслей, подчинены абсолютной необходимости, физической и механической". Коллинз не считает свой психологический детерминизм противостоящим морали, наоборот, он является лучшим способом спасти мораль, поскольку показывает, что человеческое действие детерминировано рациональными мотивами. В 1713 г. Ричард Бентли (1662-1742) в "Заметках о новейшем рассуждении о свободомыслии" подчеркнул, что исследование Библии требовало гораздо больше серьезных знаний, нежели те, которыми располагал Коллинз; Бентли обнаружил цепь филологических ошибок. Другим критиком Коллинза стал Джонатан Свифт, который, иронизируя над тезисами Коллинза, написал в "Рассуждении о свободомыслии Коллинза, изложенном простыми словами", что "человеческий род в массе так же приспособлен думать, как и летать".
\

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Коллинз Энтони" в других словарях:

  • Коллинз, Энтони — Джон Энтони Коллинз John Anthony Collins Дата рождения: 1676 год(1676) Дата смерти …   Википедия

  • Коллинз, Джон-Энтони — Джон Энтони Коллинз (John Anthony Collins; 1676 1729)  последователь Локка, деист. Стал известен после сочинения «A discourse on freethinking» (1713; фр. перев. 1714), в котором защищал свободу мысли: в первой части доказываются права и… …   Википедия

  • Коллинз Джон-Энтони — Коллинз, Джон Энтони Джон Энтони Коллинз (John Anthony Collins; 1676 1729)  последователь Локка, деист. Стал известен после сочинения «A discourse on freethinking» (1713; фр. перев. 1714), в котором защищал свободу мысли: в первой части… …   Википедия

  • Коллинз Джон Энтони — Коллинз, Джон Энтони Джон Энтони Коллинз (John Anthony Collins; 1676 1729)  последователь Локка, деист. Стал известен после сочинения «A discourse on freethinking» (1713; фр. перев. 1714), в котором защищал свободу мысли: в первой части… …   Википедия

  • Коллинз, Джон — Энтони Джон Энтони Коллинз (John Anthony Collins; 1676 1729)  последователь Локка, деист. Стал известен после сочинения «A discourse on freethinking» (1713; фр. перев. 1714), в котором защищал свободу мысли: в первой части доказываются права и… …   Википедия

  • Коллинз Д. — Коллинз, Джон Энтони Джон Энтони Коллинз (John Anthony Collins; 1676 1729)  последователь Локка, деист. Стал известен после сочинения «A discourse on freethinking» (1713; фр. перев. 1714), в котором защищал свободу мысли: в первой части… …   Википедия

  • Коллинз Д. Э. — Коллинз, Джон Энтони Джон Энтони Коллинз (John Anthony Collins; 1676 1729)  последователь Локка, деист. Стал известен после сочинения «A discourse on freethinking» (1713; фр. перев. 1714), в котором защищал свободу мысли: в первой части… …   Википедия

  • Энтони Паркер — Anthony Parker «Торонто Рэпторс» №18 Атакующий защитник лёгкий форвард …   Википедия

  • КОЛЛИНЗ — (Collins) Джон Энтони (род. 21 июня 1676, Хестон, Мидлсекс – ум. 13 дек. 1729, Гарли Сквер) – англ. философ и деист, друг и последователь Локка; требовал освобождения мышления от догмы. Осн. произв.: «A discourse on freethinfeing», 1713; «A… …   Философская энциклопедия

  • Коллинз, Джон Энтони — Джон Энтони Коллинз John Anthony Collins Дата рождения: 1676 год(1676) Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»